История московского автобуса. От Российской империи до современности

Авторский сайт о Москве

История московского автобуса. От Российской империи до современности

автобус

Сегодня поговорим о том, когда появился первый автобус в Москве, как он выглядел и что было потом! Первый транспорт для перевозки людей и граждан, появился примерно в 1907 году, во времена правления Николая 2. По многим историческим сводкам, Николай 2, был очень хорошим человеком, но чересчур мягким для императора, но о нём поговорим в одной из следующих статьях. Но какая она, история московского автобуса?! А это мы посмотрим в этой статье!

История московского автобуса.

Как я и писал, история московского автобуса, началась в 1907 году. И запущен был по рейсу: Останкино-Марьина Роща. Выглядел он достаточно интересно, свойственно тому времени.

автобус

Источник: Яндекс. Картинки

Но эти автобусы были, так сказать, «забугорные». А именно родом из Германии. Уже гораздо позже, в Москве появились свои автобусы, но об этом немного попозже.

 

Оплата проезда в Российской Империи

О терминалах оплаты и отдельных людях-контроллёрах, в то время и речи не шло. Такие автобусы были похожи на современные жёлтые «маршрутки», которые на данный момент выведены официально из обращения в Москве. В 1907 году, стоимость поездки от пункта «А»(Останкино), до пункта «Б» (Марьина Роща), стоила 15 копеек. На то время цена была относительно адекватная.

 

Оплата проезда в СССР

А полноценные средства оплаты без наличия человека, появились уже во времена СССР. Изначально были кассовые аппараты. Стоимость варьировалась от того, в каком виде транспорта находились пассажиры. Но плата за проезд была доверительной. То есть, никто над душой не стоял и не смотрел, кинул ли ты денежку или нет. На таких кассовых аппаратах, чтобы получить билетик, надо было покрутить ручку.

Но, если попадёшься на контроллёров, то, увы… Сами виноваты. Поездка стоила не так дорого, даже советских заработных плат:

  • 5 копеек — автобус
  • 4 копейки — троллейбус
  • 3 копейки трамвай
кассовый аппарат

Источник: Яндекс. Картинки

 

И, конечно же, знаменитые компостеры. Куда нужно было вставить маленький бумажный (позже картонный) билетик и нажать на механизм. Тем самым «погасить» билет. Смысл компостера было таким, что пассажир вставляет билетик в специальное место и нажать кнопку, либо дёрнуть рычаг.

Когда пассажир это сделал, на билетике остаются отверстия, с уникальным «рисунком» из дырок, что указывало на проход именно в этом транспорте, а не другом. Такие компостеры называли «пятачками» или «пятаками», потому что были похожи на пяточёк поросёнка.

компостер

Источник: Яндекс. Картинки

 

Оплата проезда сейчас

На данный момент, в каждом автобусе установлены так называемые валидаторы. Которые принимают к оплате как карты, так и банковские карты (включая смартфоны), благодаря функции бесконтактной оплаты.

С помощью современного валидатора, можно даже посмотреть историю последнего прохода, то есть дату/время/транспорт. В общем, даже в автобусе мы под «колпаком»

Удобство и комфорт.

История московского автобуса

В настоящее время, любой человек, избалован комфортом. Подавай ему всё мягкое, чистое, красивое и пипифакс с ароматом персика.

В современных автобусах, да и любом транспорте, всё это есть. Кроме пипифакса конечно же. Мягкие сидушки, амортизаторы, пневмоподвеска, чтобы людишки ездили в комфорте. Но как только его нет, начинается сразу паника, злость и непонимание…

Но 110 лет назад об этом и думать не знали:) Сиденья-деревянные лавочки со спинками (деревянная горизонтальная балка), поручни-опора для крыши автобуса. И ничего, не ругались:) Самое главное-не идти пешком.

Британский автобус Leyland.

История московского автобуса

Источник: Яндекс. Картинки

 

А этот Leyland уже не «немец», а родом он из Британии. Эта машина уже больше смахивает на автобус. Напоминает американские автобусы, которые развозят детей по школам. К сожалению, про американские автобусы ничего сказать не могу, да и речь не о них.

Выглядит очень симпатично и колоритно этот Британец. Автобусы советского производства, начали видеть дорогу, лишь спустя 22 года, с момента выпуска на рейса «немцов».

Советские автобусы.

автобус

Источник: Яндекс. Картинки

Первый автобус в Москве советского происхождения, выпускался заводом АМО. Модель-Ф15. Чем-то отдалённо напоминает британский Leyland. И в эти годы, всё активнее и непреодолимым напором, развивалась автобусная эра. Которые смогли в полной мере составить конкуренцию трамваям.

Но завод АМО долго не продержался. В 1931 году поменял название на Завод имени Сталина (ЗиС). Если быть точнее, то всего-лишь 15 лет. За эти 15 лет, завод достиг огромных высот. Понятное дел, что в то время, АМО (он же Зис), был монополистом. И конкуренции у него практически не было, если не брать в счёт немецкие и британские автобусы.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен — МосквичOk!
Узнавайте первыми об истории родного города!

 

Понятное дело, что наука и технологии, не стоят на месте, тем более-история автобуса. Всё больше и больше совершенствуются. Соответственно от заграничных автобусов, уже не было никого смысла абсолютно.

 

Вид изнутри.

История московского автобуса

Современные наделены множеством функций, такими как пневмоподвеска, турбина и так далее. В салоне тоже всё красиво и просто. Пластиковые сиденья с мягкой обивкой, удобные поручни с пластиковыми хватами (рукоятками) и кондиционерами. Правда, летом не шибко-то и помогает, но всё же. Кабина водителя ограждена от простого люда стенкой и плотным стеклом с окошком, через которое продаёт билетики.

автобус

Источник: Яндекс. Картинки

Раньше, салон выглядел практически так же. Только отсутствовали яркие цвета, пластиковые сиденья (были металлическими) и не было ограждения между водителем и пассажирами. Но было 3 огромных минуса:

  • Стоял дикий и неприятный запах топлива во всём салоне
  • Чувствовалась практически каждая кочка и ухаб на дороге
  • Было очень жарко летом и достаточно холодно зимой

 

Автобус ПАЗ-672

За всё существование СССР, было выпущено огромное количество автобусов. Как от количества, так и до моделей. Но я решил остановиться на конкретной. И это ПАЗ-672. Эта машина являлась мощной, а главное надёжной. Водители так же отмечали один из важных пунктов в управлении-гидроусилитель руля.

А так же невозможно пройти мимо двигателя. V-образный, 8 цилиндров. Очень не плохо для конца 50-х годов. Эти автобусы до сих пор курсируют по России, благодаря знаменитой советской надёжности. Только уже не в роли рейсового автобуса, а маршруток в разных регионах

 

Возможно, вам будет интересно:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector